Язык программирования C++ для профессионалов


Указатель на функцию


Возможны только две операции с функциями: вызов и взятие адреса. Указатель, полученный с помощью последней операции, можно впоследствии использовать для вызова функции. Например:

void error(char* p) { /* ... */ }

void (*efct)(char*); // указатель на функцию

void f() { efct = &error; // efct настроен на функцию error (*efct)("error"); // вызов error через указатель efct }

Для вызова функции с помощью указателя (efct в нашем примере) надо вначале применить операцию косвенности к указателю - *efct. Поскольку приоритет операции вызова () выше, чем приоритет косвенности *, нельзя писать просто *efct("error"). Это будет означать *(efct("error")), что является ошибкой. По той же причине скобки нужны и при описании указателя на функцию. Однако, писать просто efct("error") можно, т.к. транслятор понимает, что efct является указателем на функцию, и создает команды, делающие вызов нужной функции.

Отметим, что формальные параметры в указателях на функцию описываются так же, как и в обычных функциях. При присваивании указателю на функцию требуется точное соответствие типа функции и типа присваиваемого значения. Например:

void (*pf)(char*);// указатель на void(char*) void f1(char*); // void(char*); int f2(char*); // int(char*); void f3(int*); // void(int*);

void f() { pf = &f1; // нормально pf = &f2; // ошибка: не тот тип возвращаемого // значения pf = &f3; // ошибка: не тот тип параметра

(*pf)("asdf");// нормально (*pf)(1); // ошибка: не тот тип параметра

int i = (*pf)("qwer"); // ошибка: void присваивается int }

Правила передачи параметров одинаковы и для обычного вызова, и для вызова с помощью указателя.

Часто бывает удобнее обозначить тип указателя на функцию именем, чем все время использовать достаточно сложную запись. Например:

typedef int (*SIG_TYP)(int); // из <signal.h> typedef void (SIG_ARG_TYP)(int); SIG_TYP signal(int, SIG_ARG_TYP);

Также часто бывает полезен массив указателей на функции. Например, можно реализовать систему меню для редактора с вводом, управляемым мышью, используя массив указателей на функции, реализующие команды. Здесь нет возможности подробно описать такой редактор, но дадим самый общий его набросок:




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин