Язык программирования C++ для профессионалов


           

Ссылка на себя - часть 2


class X { int m; public: readme() const { return m; } writeme(int i) { m = i; } };

Функцию-член со спецификацией const можно вызывать для постоянных объектов, а функцию-член без такой спецификации - нельзя:

void f(X& mutable, const X& constant) { mutable.readme(); // нормально mutable.writeme(7); // нормально constant.readme(); // нормально constant.writeme(7); // ошибка }

В этом примере разумный транслятор смог бы обнаружить, что функция X::writeme() пытается изменить постоянный объект. Однако, это непростая задача для транслятора. Из-за раздельной трансляции он в общем случае не может гарантировать "постоянство" объекта, если нет соответствующего описания со спецификацией const. Например, определения readme() и writeme() могли быть в другом файле:

class X { int m; public: readme() const; writeme(int i); };

В таком случае описание readme() со спецификацией const существенно.

Тип указателя this в постоянной функции-члене класса X есть const X *const. Это значит, что без явного приведения с помощью this нельзя изменить значение объекта:

class X { int m; public: // ... void implicit_cheat() const { m++; } // ошибка void explicit_cheat() const { ((X*)this)->m++; } // нормально };

Отбросить спецификацию const можно потому, что понятие "постоянства" объекта имеет два значения. Первое, называемое "физическим постоянством" состоит в том, что объект хранится в защищенной от записи памяти. Второе, называемое "логическим постоянством" заключается в том, что объект выступает как постоянный (неизменяемый) по отношению к пользователям. Операция над логически постоянным объектом может изменить часть данных объекта, если при этом не нарушается его постоянство с точки зрения пользователя. Операциями, не нарушающими логическое постоянство объекта, могут быть буферизация значений, ведение статистики, изменение переменных-счетчиков в постоянных функциях-членах.

Логического постоянства можно достигнуть приведением, удаляющим спецификацию const:

class calculator1 { int cache_val; int cache_arg; // ... public: int compute(int i) const; // ... };

int calculator1::compute(int i) const { if (i == cache_arg) return cache_val; // нелучший способ ((calculator1*)this)->cache_arg = i; ((calculator1*)this)->cache_val = val; return val; }

Этого же результата можно достичь, используя указатель на данные без const:

struct cache { int val; int arg; };

class calculator2 { cache* p; // ... public: int compute(int i) const; // ... };

int calculator2::compute(int i) const { if (i == p->arg) return p->val; // нелучший способ p->arg = i; p->val = val; return val; }

Отметим, что const нужно указывать как в описании, так и в определении постоянной функции-члена. Физическое постоянство обеспечивается помещением объекта в защищенную по записи память, только если в классе нет конструктора.




Содержание  Назад  Вперед